Кафедра гуманитарного образования была образована в Ленинградском кораблестроительном институте одновременно со среднетехническим факультетом в 1989 году. В течение тридцати лет деканом факультета и заведующей кафедрой гуманитарного образования была Наталья Георгиевна Белова. Усилия кафедры были направлены на создание условий, обеспечивающих закладку фундаментальных компонентов человеческой культуры, полезное и интересное обучение и мотивацию к саморазвитию личности обучающегося.

Негласным девизом кафедры было и остается историческое изречение Ана Амоса Коменского: «сперва любить, потом учить». Этот девиз, как известно, был девизом и знаменитой школы К.И. Мая, и Экономического лицея, и многих других учебных заведений Санкт-Петербурга, где на первое место в образовательном процессе ставится обучающийся. Удачное сочетание в составе кафедры гуманитарного образования опыта старших и энтузиазма молодых преподавателей явилось побудительной силой, которая благотворно сказалась на быстром росте её научного потенциала.

С приходом на кафедру в 1995 году профессора А.М. Зимичева усилилась психолого-педагогическая и методологическая подготовка преподавателей и студентов.

Вице-президент Академии акмеологических наук, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, доктор психологических наук, профессор Зимичев был первым оппонентом на защите педагогической диссертации Н.Г. Беловой. Являлся наставником написания и защиты диссертаций преподавателями кафедры: кандидаты психологических наук Н.М. Бабаева и А.Г. Мохов; кандидаты педагогических наук В.В. Белоносова и А.П. Морозов. Диссертационные исследования на кафедре гуманитарного образования были посвящены в основном проблемам адаптации обучающихся к высшей школе, развитию творческой деятельности и творческого мышления, формированию гуманистической направленности студентов вуза.

При формировании гуманитарного образования главное, по словам А.М. Зимичева, «сформировать гуманитарную среду, создать такие условия, чтобы учащиеся занимались тем, что действительно интересно».

История кафедры гуманитарного образования СПбГМТУ. Сотрудники

К истокам литературного наследия и творческому поиску приобщали студентов преподаватели литературы: А.П. Алмазова, В.В. Белоносова, П.Н. Куликов, И.Н. Кротова (Парфёнова), В.Ф. Соколовская, М.Н. Деркач, Н.Г. Малышева, О.П.Минина, Е.Г. Кузнецова, Е.Р. Пономарев, С.В.Федоров.

Начала обучению методам технического творчества на кафедре заложил А.П. Ляликов, выпускник Корабелки, морской офицер, доктор философских наук.

Выпускник среднетехнического факультета, окончивший кораблестроительный факультет, психолог А.Г. Мохов при активном участии преподавателей кафедры Е.В. Ильиной и О.Н. Смищенко организовал тренинги по сплочению учебных групп. Положительный опыт был введен в университете с 2004 года как обязательное занятие для всех первокурсников. Тренинги создают творческую атмосферу в академической группе, повышают мотивацию к совместной деятельности, являются профилактическим средством предупреждения межличностных конфликтов.

Под руководством Н.М. Бабаевой студентами были написаны научные работы по психологии, которые успешно защищались в секции Дома ученых.

С обусловленностью мировоззрения социокультурными факторами знакомила студентов доцент кафедры Н.П. Солдатова.

Большую научно-исследовательскую работу по изучению истории российского мореплавания проводил к.и.н., доцент А. Г. Кучирь, автор многочисленных монографий и научных статей по морскому наследию.

В настоящее время все преподаватели кафедры принимают активное участие в разработке, внедрении и проведении учебного курса «Деловые коммуникации» для всех групп университета.